Тиверцы занимали центральную и южную части территории Молдавии. В отличие от описанных выше, в их поселениях отсутствовали укрепления, имелись разнообразные по типу отопительных сооружений жилища. Так, на этих селищах встречается жилье с очагами (традиционная местная черта), с очагами и печами (сочетание местного и привнесенного славянского элементов); полуземлянки с очагами перед устьями печей (слияние местного и привнесенного славянского элементов) и дома с обогреваемыми лежанками. Эти и другие аналогичные сочетания черт культуры позволяют заключить, что тиверцы в этническом отношении не были однородны. Кроме славян в их среде были и другие этнические группы.
Тиверцы, как и уличи, занимались земледелием и скотоводством, знали и практиковали те же ремесла, но были христианами и умерших хоронили по православному обычаю.
В начале XIII в. многие жители Галицко-Волынского княжества, спасаясь от феодального и политического гнета, убегали в Понизье20, т. е. в Кароато-Днестровские земли. Этих «выгонцев», как их называют летописцы, было довольно много. Их отряды участвовали в битве 1223 г. на Калке против татаро-монголов, куда направились по Днестру «бе бо лодей тысяща».
Если в письменных источниках обитание славян на территории Карпато-Дунайских земель в X — XIII вв. отражено слабо, то данные лингвистики весьма убедительно и красноречиво восполняют этот пробел в древней истории.
На территории Карпато-Дунайских земель известно значительное количество славянских гидронимов и топонимов, в основном южнославянского происхождения. Это названия рек и населенных пунктов: Дымбо-вица, Яломица, Милков, Бистрица, Тырнава, Зимнича, Крайова, Буков, Златн-а, Мойпрад и многие другие. Некоторые гидронимы и топонимы тина Дорохой, Хородпште и другие являются восточнославянскими по происхождению.
Таким образом, даже краткие сведения о славянах в Карпато-Дунайских землях убедительно свидетельствуют об их значительной роли в судьбах и истории развития восточнороманских народов этих областей в VI—XII вв. Славянские черты прослеживаются во всех областях жизни молдавского народа — в языке и обрядах, жилищах и орудиях труда, предметах быта и украшениях. Это следствие совместного обитания, взаимного влияния и синтеза культуры славян и предков молдаван.
|