Естественно, от молдавского господаря, кровавыми репрессиями усмирявшего недовольство угнетенного населения, трудно было ожидать каких-либо симпатий к освободительной борьбе украинского народа с польскими панами, тем более, что внешняя политика Молдавии в отношении Польши была миролюбивой и направленной к сближению. Поэтому восстание украинского народа против магнатской Польши 1648 г. было встречено Василием Лупу и молдавским боярством безоговорочно враждебно.
Пропольская партия сохраняла среди молдавских бояр свое влияние, - старшая дочь господаря была замужем за богатым землевладельцем Я. Радзивилом, многие бояре имели родственников в среде польских магнатов, владели в Польше недвижимостью.
В то же время руководитель освободительной войны украинцев Богдан Хмельницкий мог опираться на симпатии и поддержку угнетаемого молдавского крестьянства. Борясь за воссоединение Украины с Россией, он должен был учитывать враждебное отношение молдавских феодалов к украинскому казачеству и возможное их объединение с польской шляхтой. Поэтому, когда в конце лета 1650 г. в Молдавию вошли крымские татары, разграбившие страну, казаки Богдана Хмельницкого через несколько недель также появляются в княжестве. Они заключают с Василием Лупу договор о мире и союзе.
Казаки обязались изгнать из Молдавии орды татар, а господарь поклялся Богдану Хмельницкому „быть с ним в вечной дружбе и любви, и против всякого неприятеля стоять с ним, гетманом заодно, и друг другу помогать, а с ляхами ему, волоскому господарю, впредь не складываться и дурна никакого на войско запорожское не мыслить".
|