Правительственный акт 1846 г. («Нормальный контракт») еще более четко регламентировал действия общины. Крестьян наделяли землей в зависимости от количества скота70. Но земля не распределялась непосредственно помещиком, а передавалась общине, которая и наделяла своих членов. Община была обязана, согласно «местному обыкновению, обращать хлебопахотные, выгонные и сенокосные участии на смену одни вместо других»71. Царане отвечали за выполнение владельческих повинностей общинной круговой порукой. На мирском сходе решался вопрос об очередности выхода крестьян на работу в барское хозяйство.
Несмотря на то, что община выступала в качестве юридического лица во взаимоотношениях с помещиком и государством, внутри ее развивались социальные противоречия. Так, 5 сентября 1866 г. хотинский уездный исправник докладывал губернатору, что бедные крестьяне с. Хо-дороуцы жаловались на захват надельной земли зажиточными односельчанами72.
Положение от 14 июля 1868 г. наделило крестьян различными по размеру участками земли. Так, например, в Хотинском уезде на семью приходилось 8 десятин, в Аккерманском — 13,5. Земля по реформе передавалась в посемейную наследственную собственность царан. Последние получили право выхода из общины и переселения на другие земли, возможность уходить в города73. Но фактически этот пункт реформы часто не выполнялся и общинное владение землей в некоторых селах сохранилось до XX в.
Из отчетов земских начальников некоторых уездов, в 1894 г. представленных в ответ на запрос министерства внутренних дел, узнаем, что в Сорокском и Оргеевеком уездах крестьяне владели землей согласно семейно-наследственному праву, а в селах Хотинского уезда кое-где сохранялось общинное землевладение74. Однако и в Оргеевеком, и в Сорокском уездах еще отмечались общинные пережитки. Выгонами и лесами по-прежнему пользовались все жители села75. В распоряжение общины поступали выморочные участки, которые распределялись между вновь созданными семьями76. За общиной сохранялись административно-фискальные функции: на мирских сходах рассматривались вопросы раскладки податей и повинностей, мирских сборов77.
Общинное землепользование у отдельных групп крестьян (особенно бывших государственных) частично сохранялось вплоть до 1917 г.78
Таким образом, с развитием капитализма консервативность общины более не отвечала интересам нарождавшейся буржуазии. Общину взрывало изнутри в результате классового расслоения, ее ликвидировали как анахронизм, препятствовавший переходу сельского хозяйства на капиталистический путь развития.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение"  слева от поста под аватаром хама.
|