Тема: Карабах
Показать сообщение отдельно
 23.04.2010, 21:57  
#67
  Alex Rotmistercev Alex Rotmistercev вне форума
  Форумчане ПМР
Детали профиля (+/-)
Ответов: 6
Регистрация: 23.04.2010
Спасибо:1/0
Не понравилось:0/0
Репутация: 10

Азербайджану будет все легче, Армении все трудней

О том, чтобы Азербайджан снял блокаду Армении, нечего и ду*мать, он не сделает это ни под чьим давлением. Но, может быть, Армения добьется открытия границы с Турцией? Однако логика блокадного государства зашла так далеко, что и снятие турецкой блокады уже стало опасным. Бывший замминистра обороны Ар*мении В. Ширханян явно знает, о чем говорит: «Для Армении это станет катастрофой, поскольку за очень короткий срок исчезнут внутренние производители. Произойдет то, что произошло в Гру*зии. Там даже черноморские пляжи принадлежат туркам. Об от*крытии армяно-турецкой границы надо забыть». Но руководство Армении, похоже, готово рискнуть. Правда, открытию границы ме*шает важное препятствие: Турция никогда не смирится с обвине*ниями в геноциде. Признав его, она стала бы потенциальной пла*тельщицей по сотням тысяч счетов. Сегодня мало кто сомневается, что в ходе недавней встречи президентов Турции и Армении был без огласки решен вопрос о создании совместной комиссии историков для выяснения вопроса, имел ли место геноцид 1915 года. Объявить об этом вслух армянскому президенту будет сложно, поскольку под*вергать геноцид малейшему сомнению считается в Армении преда*тельством. Мало того, в неловком положении сразу окажутся те стра*ны, которые успели на государственном уровне признать геноцид армян как бесспорый факт.

Социал-демократическая партия «Гнчакян» уже заявила: «Про*клятия предков и презрения потомков будет достоин тот, кто когда-либо подвергнет сомнению факт нашей величайшей трагедии - Геноци*да армян». Обязательно скажут свое слово застоявшиеся в послед*нее время историки-любители. А тут еще турецкие парламентарии (цитируем по сайту Регнум) выражают уверенность: «В во*просе геноцида армян все ясно - нет такого понятия... Были жертвы с обеих сторон, причем еще вопрос, какая сторона больше пострадала... Армяне принесут свои извинения туркам».

В России не все понимают, почему для евреев так важна память о Холокосте, для армян - о Геноциде 1915 года, для поляков - о Катыни, почему украинский президент Ющенко так страстно хочет, чтобы Украина зациклилась на идее Голодомора.

Если народ сплотить больше нечем, его сплачивают памятью о Великой Жертве. Память о ней заменяет положительную национальную идею. Хорошее объяснение этому феномену дал французский историк Эрнест Ренан еще в конце XIX века: «Общее горе объединя*ет больше, чем радость. Когда речь идет о национальной памяти, страдания ценнее триумфов, потому что они налагают на всех обяза*тельства и требуют общих усилий. В силу этого нация - есть широ*кая солидарность, основанная на памяти о жертвах, принесенных в прошлом, и готовности принести их в будущем». Далеко не каждая нация встает на этот путь, хотя тяжких потерь не избежала ни одна. В России народ, не забывая о своих потерях, сплочен, тем не менее, памя*тью о Победе. Это верный признак душевного здоровья нации. Если бы ирландцы, многократно подвергавшиеся геноциду со стороны Британии, беспрерывно вспоминали своих погибших, они должны бы*ли бы столь же беспрерывно проклинать англичан.

В жертвах всегда виноват Враг. Раз избрав себе Врага, приходит*ся с этим жить постоянно. Мало того, приходится жить всегда немно*го в прошлом, что сильно осложняет повседневность. Ирландцы не пошли по этому пути и правильно сделали. Но для некоторых наро*дов последовать их примеру, похоже, невозможно, ибо чревато внут*ринациональным расколом. Вредя собственным интересам, блоки*руя свободу выбора и маневра, сковывая себя в движениях, они на дипломатическом поле, и не только на нем, уподобляются инвалидам.

Подытожим наши сравнения. Азербайджан - страна, уверенно перешедшая в другую весовую категорию. По богатству, экономической мощи и мобилизационному потенциалу она далеко превосхо*дит Армению - правда, оставаясь при этом не слишком консолидированным обществом. Несомненное осознание этого минуса руководством Азербайджана удержит его от соблазна решить проблему сво*их отношений с Арменией военным путем. Азербайджан может себе позволить особо не спешить, время работает на него.

Экономический бум Азербайджана продолжается непрерывно с 1996 года; средний прирост ВВП между 1996 и 2006 годами со*ставил 13,6% в год, драматически взлетев к концу этого периода: показатель 2005 года составил 26,4%, 2006-го - 36,6 (мировой ре*корд). По сравнению с 1995 годом (и в ценах этого года) физический объем ВВП увеличился за десять лет в 8,4 раза. Но рост не остановил*ся после 2006 года. В следующем, 2007 году азербайджанский ВВП вырос еще на 23,4%, а ВВП на душу населения достиг 7700 долларов. Это пока не очень много, глубина падения между 1988 и 1995 годами была слишком велика (для сравнения: в Иране ВВП на душу населе*ния равен 11700 долларов), но при сохранении столь высоких темпов Азербайджан имеет шанс сравняться по этому показателю с развиты*ми странами к концу следующиего десятилетия, около 2020 года. И эти годы пролетят, не успеем оглянуться.

А как же беженцы и мигранты ?

Армяно-азербайджанская война сделала беженцами, как мы уже упоминали, от 600 тысяч до миллиона и даже более азербайджанцев (оценки расходятся, хотя первая правдоподобнее). То есть это чис*ло в полтора, а то и в два с половиной раза выше, чем у армян. Боль*шинство из них - выходцы из оккупированных районов, прилегаю*щих к Нагорному Карабаху, и в случае, если урегулирование не затя*нется еще на полвека, они имеют хорошие шансы вернуться домой. У 230 тысяч «армянских» азербайджанцев соответствующие шансы ниже, но они не нулевые, о чем речь пойдет далее.

По числу временно или навсегда покинувших страну за прошед*шие двадцать лет показатель Азербайджана также, судя по всему, ху*же армянского. Правда, вызывающих доверие цифр разрыва между «списочным составом» и наличным населением нет. По данным по*сольства АР в Москве, на территории только России постоянно на*ходятся два миллиона граждан Азербайджана. Только России! А ведь множество азербайджанцев выехали также в Турцию, на Украи*ну, в Казахстан, другие страны СНГ, в Восточную Европу, в страны Запада и даже в Иран. Судя по всему, два «посольских» миллиона кумулятивная цифра приездов в течение длительного периода, без учета отъездов, без учета многократности появления одних и тех же лиц. В печати постоянно всплывает утверждение о трех и даже пяти миллионах азербайджанцев в России. В самом же Азербайджане, не обращая внимания на заявления посольств и печати, говорят то о 450 тысячах, то даже всего о 116 тысячах «временно отсутствующих».

По данным Центра изучения проблем вынужденных миграций в СНГ, многомиллионные оценки численности азербайджанцев в России просто нелепы, а «статистика» такого рода, в том числе ис*ходящая от российских официальных органов среднего и низшего уровня, объясняется в одних случаях политической конъюнктурой, в других - двойным, тройным (и т. д.) зачетом одних и тех же лиц.

Выводы Центра подкрепляет простая логика. Начнем с констатаций. «Списочное» количество населения Азербайджана состав*ляло на июль 2008 года 8,2 миллиона человек, вместе с беженцами (на пике советского времени в республике жили 6,6). Население делится, извините за банальность, на две половины, мужчин и жен*щин. Каждая половина включает в себя детей (считаем до 14 лет) и пенсионеров (считаем от 65 лет). Реально людей в республике на каждый данный момент безусловно меньше, чем 8,2 миллиона чело*век, так как много взрослых мужчин (и не так уж мало женщин) пре -бывают на заработках в других странах. Но сколько именно?

Всего взрослых мужчин, от 15 до 64 лет, присутствующих и от*сутствующих, в стране числится 2 миллиона 753 тысячи человек. Мо*жет ли даже половина из них (то есть 1 миллион 377 тысяч человек) разъехаться по разным странам? Это исключено, скажет вам любой демограф. Там, где (крайне редко в мировой истории) такое случалось, в разы взлетала стоимость рабочих рук, и люди, привлеченные этим, немедленно начинали возвращаться обратно. В связи с экономическим ростом азербайджанцы действительно начали возвращать*ся в свою страну, но сальдо миграции пока все еще отрицательное

(выехало в 2007 году на 16 тысяч человек больше, чем въехало; в 2001 году разница составляла 44 тысячи человек). Значит, взрывообразного спроса на рабочие руки в стране нет, сохраняется некоторая из*быточность этих рук, чего не было бы в стране, наполовинулишившейся мужчин. Что же до психологической обстановки, она улучшается вслед за ростом ВВП, но с обычным длинным лагом.

Подобные процессы в норме всегда отстают от экономики: мас*совое осознание того, что жизнь все-таки улучшается, приходит, в типовом случае, с запозданием лет в шесть от начала ощутимого ро*ста ВВП, но бывает, что и позже. После этого нижним стратам обще*ства требуется еще несколько лет (сколько именно - зависит от сте*пени расслоения, от национального характера, образовательного уровня), чтобы свыкнуться с новой реальностью, преодолеть модель «выживания», уверовать в будущее и соответственно поменять свое поведение. Азербайджан, похоже, близок к этому.

Один из авторов совершил в августе 2008 года поездку из Баку на юг Азербайджана (в Ленкорань и Лерикский район на границе с Ираном) и может засвидетельствовать, что повсюду видел изобилие молодых мужчин. Нет никаких признаков нехватки рабочих рук ни в Баку (который представляет из себя исполинскую стройплощадку), ни в сельских районах по пути на юг. Скорее наоборот, на околицах сел в обязательном порядке стоят группы мужчин в самом соку, явно не знающих, чем заняться. Аграрное перенаселение далеко еще не преодолено.

Большинство азербайджанских трудовых мигрантов - «армян*ские» азербайджанцы и беженцы из прилегающих к Карабаху райо*нов, ныне оккупированных Арменией, «лишние люди». Это мало что умеющие простые сельские жители, у которых отобрали даже ту околицу, где они могли бы постоять в компании односельчан, обсуж*дая проезжающих. Даже если бы все (чего не может быть) взрослые мужчины из этой категории людей уехали на заработки, таковых набралось бы, исходя из половозрастной структуры населения, от 200 до 330 тысяч человек. Допустим, что к ним присоединились безра*ботные из числа постоянного населения Азербайджана (не из бе*женцев), это способно удвоить названное количество, так как безработица все еще велика. Наконец, поскольку некоторую часть трудо*вой миграции составляют женщины, мы можем приплюсовать их из расчета одна женщина на трех мужчин. Итог таков: из Азербайджа*на могли выехать (отнюдь не только в Россию!) от 550 до 900 тысяч трудовых мигрантов - это почти предельные цифры. Часть из них со*вершает челночные рейсы, периодически возвращаясь на родину, другая часть, имея постоянную работу, навещает родину редко. Но, за небольшим исключением, все планируют вернуться домой, когда там ощутимо улучшатся экономические условия и возможности.

Этим азербайджанские мигранты отличаются от мигрантов-армян, покидающих Армению сплошь и рядом семейными парами с детьми. При таком варианте отъезда люди возвращаются редко. В 2007 году превышение оттока над притоком было в Армении таким же, как в Азербайджане, - 16 тысяч человек. При втрое (с лиш*ним!) менее многочисленном населении.

По данным упомянутого Центра изучения проблем вынужден*ных миграций в СНГ, из всего Закавказья единовременно присутст*вуют в России от миллиона до миллиона двухсот тысяч человек, не более. Речь идет об азербайджанцах, армянах, грузинах, абхазах, осетинах (южных), лезгинах (южных), курдах, турках-месхетинцах. Неискушенный в антропологии взгляд российских жителей частенько почти всех относит к азербайджанцам. Как и российских граждан -дагестанцев, осетин (северных), черкесов, кабардин, чеченцев. Как и уроженцев России, имеющих кавказских предков. Как и студентов-южан, коих сотни тысяч (при общем числе студентов в России, пере*валившем за восемь миллионов). Как и русских, от роду имеющих кавказский или цыганский облик. Вот откуда берется миф о миллио*нах азербайджанцев в России. Людей с непривычной наружностью всегда кажется больше, чем есть на самом деле.

Отъезд огромного (но вряд ли достигшего миллиона) числа лю*дей не стал для Азербайджана трагедией потому, что во многом об*легчил его проблему беженцев и безработных, помог до начала долгожданного роста провести трудный экономический маневр. Де*нежные переводы мигрантов на родину тоже оказались не лишними для развития страны.

У Азербайджана есть сегодня внешний резерв «своих» рабочих рук, который будет им востребован по мере роста его экономики.

Есть обида. Мести нет

Итак, почти всякий азербайджанец уверен, что Армения захва*тила Карабах не без поддержки коррумпированной русской воен*щины и политической верхушки. Как ни странно, в целом на отношении к России и к русским это не сказалось. Если из Грузии и Армении (от наших «братьев по вере») выехали практически все русские, кто только мог, то в Азербайджане по-прежнему живут около 160 тысяч русских - и живут неплохо.

Русских школ в Азербайджане заведомо больше, чем требова*лось бы для 160-тысячного населения. Кроме того, более чем в 300 школах есть русские отделения, родителям предоставлена свобо*да выбора. Это даже вызывает недовольство оппозиционеров из «Де*мократического конгресса Азербайджана». Они говорят: «За по*следние годы позиции русского языка в стране окрепли, и школ с препода*ванием на русском языке стало больше... Русские школы работают на средства наших налогоплательщиков и получается, что азербайджан*цы заняты продвижением в своей стране русского языка». Оппозиция на то и оппозиция, чтобы критиковать власть, хотя и ей должно быть понятно: страна, где люди владеют более чем одним языком, имеет конкурентные преимущества в глобализирующемся мире. Важ*но другое: на положение русских школ эта критика не повлияла. Мно*гие азербайджанцы определяют своих детей в русскоязычные дет*ские сады, полагая, что знание русского языка даст возможность их детям в будущем поступить в российские вузы, которые в Азербай*джане имеют высокую репутацию. В стране сегодня порядка 1800 государственных детских садов, из них в 440 (в основном, неболь*ших, но это естественно) воспитание ведется на русском языке.

Говорит депутат Милли Меджлиса, председатель Русской общи*ны Азербайджана Михаил Забелин: «Сегодня в Азербайджане в 43 из 48 вузов имеется русский сектор обучения. Примерно 15000 студен*тов каждый год поступают в вузы, чтобы получить образование на русском языке. Также почти в каждой столичной школе имеется рус*ский сектор». (Это не какие-то устаревшие данные, заявление М. Забелина датируется мартом 2008 года.) Преподавание на рус*ском языке ведется также в филиалах российских вузов, центром по подготовке кадров русистов является Бакинский славянский уни*верситет (БСУ). Большое число азербайджанских студентов учатся в собственно России.

И еще одна подробность, хорошо рисующая положение дел: бакинские русские газеты по совокупному тиражу не уступают азер-байджаноязычным. Такие газеты, как «Эхо» и «Зеркало», весьма авторитетны в стране. Если в Кишиневе в 1990-е годы памятник Александру Пушкину был снесен, то в Баку, напротив, воздвигнут к 200-летию со дня его рождения.

Для сравнения, в Армении нет русских школ, хотя школьники изучают русский язык, а в 16 школах изучение «углубленное». Прав*да, в 52 школах есть классы с преподаванием на русском языке, в них обучается 9-10 тыс. детей (1,7% общего числа учащихся), но ес*ли оба родителя - армяне, их ребенка в такой класс не примут. Чуть лучше с вузовским образованием. Открыты шесть филиалов рос*сийских вузов, в них учатся порядка 2000 студентов, работает Российско-армянский государственный университет (РАУ), в котором на русском языке обучаются 1200 человек. Но в целом - никакого сравнения с Азербайджаном.

Это не критика Армении. Моноэтничная страна, вероятно, име -ет право на моноязыковую политику. Но конкретно за этой полити -кой - совсем другое отношение к России, совсем другое видение собственного будущего.
  Вверх