Показать сообщение отдельно
 18.12.2009, 16:43  
#7
Zozo
  Гость
Детали профиля (+/-)
Ответов: n/a

Аня1, я Вас поддерживаю.

Культ волка довольно сложен.

Если волк олицетворял собой некую темную силу, которая может прийти на помощь... - то кому? и при каких условиях? К тотему-то относится негативно нельзя, но положительно относиться к истребляющим домашний скот волкам древние славяне тоже навряд ли могли.
Помимо общеизвестных отрицательных сторон этого хищника, мы в фольклоре нередко находим обрисовку и положительных качеств волка. Волки считаются пожирателями чертей, т. е. носителей активного зла. Встретить волка в пути -- к добру. В сказках серый волк помогает Ивану-Царевичу. Быть может, для древних славян-земледельцев волки были полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лен, а в лесных чащах было множество рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, которые причиняли огромный вред молодым зеленям. Волки на открытом пространстве засеянных нив легко травили эту живность, невольно оберегая тем поля от потравы. Покровителем волков у восточных славян был святой Георгий, "волчий пастырь".

Патронат св. Георгия над волками приводит к своеобразному восприятию хищных действий зверя: "Что у волка в зубах -- то Егорий дал" . Это приводит к тому, что нападение волка на скотину рассматривается как признак будущей удачи и довольства


Это из книги Рыбакова, известного исследователя-славяниста.

В изображениях Перуна его часто сопровождал волк.

В русских сказках волк помогает Ивану-царевичу не случайно.
Волк - враг зайца, а заяц у славян считался грязным животным.
Волк был изображен на тотеме северных славян, кажется у радичей.
Или у лютичей. Точно уже не помню.
  Вверх