Показать сообщение отдельно
 18.11.2016, 15:06  
#22
  PMR PMR вне форума
  Администратор
 Аватар для PMR
Детали профиля (+/-)
Ответов: 42,884
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: Тирасполь
Спасибо:4,698/5,005
Не понравилось:136/374
Репутация: PMR отключил(а) отображение уровня репутации

Дойна как жанр не связана с каким-либо ритуалом, как, например, колядные песни, и исполняется как сольный номер исключительно одним певцом. Этим, впрочем, и можно частично объяснить ее стилистические особенности.
Наибольшего расцвета дойна достигла в период развитого феодализма. Она занимала большое место в репертуаре народных мстителей, борцов против чужеземных и местных угнетателей. В дойне как в музыкальном жанре отражено художественное мышление молдавского народа. В ней, как в протяжной песне, по верному замечанию Б. Асафьева, без декларативного пафоса, с глубокой серьезностью, сосредоточенностью чувств звучит все пережитое. Сильное впечатление произвела молдавская дойна на В. Г. Короленко, который говорил, что всякое человеческое сердце задрожит ответными звуками, слушая дойну.

По своим музыкальным средствам выражения к дойне примыкает баллада — кынтек бэтрынеск (старинная песня). Отличительными чертами некоторых баллад являются сильно развитый речитатив, отсутствие строгой мелодической строфы, варьирование количества и последовательности мелодических рядов. Некоторые из них обладают устойчивой мелострофой.

Противоположностью дойне, балладе, составляющим стиль «раг1ап- с!о—гиЬа!о», являются песни в характере «§шз{о»17. Их основная отличительная черта — тактовая организация и четкая мелодическая строфа18. Мелодические ряды, составляющие ее, находятся в определенной последовательности, которая в течение всего исполнения в основном не нарушается. Мелодии этого типа занимают самое большое место в песенном репертуаре молдавского музыкального народного творчества и охватывают литературные песенные жанры самой различной тематики: обрядовые, исторические и гайдуцкие, революционные, солдатские, песни периода Великой Отечественной войны, любовные и т. д. Строфа в них может состоять из одного или нескольких мелодических рядов.

Рефрен в молдавской народной песне часто является средством расширения мелодического ряда и может находиться как в его начале, так и в конце. В этих случаях в качестве лексической основы могут выступать различные междометия, нейтральные в лексическом отношении, а также некоторые слова и словосочетания типа «мамэ, мамэ мя»; «мамэ, мамэ» и т. д.

Иногда рефрен входит в состав мелострофы как самостоятельный мелодический ряд. При этом лексическая основа может не иметь непо-средственной связи с текстом. Изредка она формируется из слогов, которые как бы образуют ритмику стиха, но лишены лексического значения.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение" слева от поста под аватаром хама.
  Вверх