Заселение земель к востоку от Карпат и рост народонаселения способствовали хозяйственному освоению этих прежде слабозаселенных земель, обеспечили их общий экономический подъем, развитие сельскохозяйственного и ремесленного производства. Рост производительных сил, дальнейшее углубление общественного разделения труда и, как результат, — все большее обособление ремесла от сельского хозяйства, оживление обмена и товарного обращения, появление городов (Хотин, Сирет, Байя, Сучава, Яссы и др.), обусловили дальнейшую социальную поляризацию общества35. Говоря о процессе появления феодального землевладения у волохов в этом районе, К. Маркс отметил, что там первоначальный способ производства был основан на общинной собственности. С течением времени военная и духовная знать вместе с общинной собственностью узурпировала и связанные с нею повинности, а также труд свободных крестьян. «Труд свободных крестьян на их общинной земле превратился в барщинный труд на похитителей общинной земли»36. Следствием феодализации явилось формирование классов земельных собственников37.
В течение XII — XIV вв. шел процесс формирования молдавской народности. Возникновение народности явилось одной из предпосылок возникновения самостоятельного молдавского государства. С другой стороны, появление государственности ускорило завершение процесса сложения этнической общности. Молдавская восточнороманская народность возникла в результате консолидации волошского и восточнославянского населения в землях к востоку от Карпат благодаря их тесным территориальным, производственным, кровнородственным, культурным и языковым связям. Этот процесс сопровождался складыванием характерной народной культуры. Народная культура молдаван и мунтян имела между собой много общего в силу того, что это близкородственпые народы. Но при наличии сходных черт, обусловленных общим волошским фондом, в их культуре выделяются характерные признаки, присущие каждому из этих народов,
Этнографическими исследованиями выявлены типологические различия в духовной и материальной культуре мунтян и молдаван. Так, например, народное жилище в Банате и Мунтении формировалось под влиянием балканских традиций, в то время как жилище Северной Тран-спльвании и Молдавии сходно с жилищем Западной Украины. Средневековые авторы (Н. Олахус) отмечали различия между народной одеждой мунтян и молдаван. Исследователи отличают молдавскую школу зодчества от валашской (мунтянской), летописание Молдавии от летописания Мунтении, молдавскую народную музыку, особенно лирическую, от валашской. Такие же закономерности наблюдаются в фольклоре обоих народов — наряду с общими мотивами и произведениями в XVI — XVII вв. завершается дифференциация восточнороманского героического эпоса, выделяются мунтянская и молдавская версии ряда произведений («Дончилэ», «Землепашец-змееборец»), а затем появляются произведения, характерные только для Молдавии («Кодрян») или только для Мунтении («Георгелаш»)38 Аналогичные явления можно проследить и в других областях народной материальной и духовной культуры.
Одним из существенных признаков этнического самосознания того пли иного народа является наличие у него этнонима — самоназвания. В процессе формирования молдавской народности у нее зафиксировано наличие двух этнонимов. Наиболее древним является «волохи» («влахи»). Это древнее наименование всей восточнороманской этнической общности.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение"  слева от поста под аватаром хама.
|