Поход 1574 г. казацкого отряда Ивана Сверчевского в Молдавию для организации совместного отпора османским поработителя м был третьим в этом ряду, но не более успешным, чем предыдущие. О его цели, - видимо, казаки знали, что идут на верную смерть, - сказал сам Сверчевский в марте 1574 г. на торжественной встрече с Иоанном-воеводой: „Не жалование твое, Иовония, привлекло нас сюда, ибо о нем мы менее всего думаем, но рыцарский порыв к борьбе с жестоким и тягостным врагом христианства". Так донесла до нас эти слова устная народная традиция.
Национально-освободительная борьба, начатая Иоанном- воеводой с помощью казаков, разгорелась с новой силой после гибели господаря, достигнув наибольшего накала к последнему десятилетию ХУj в. Однако социальное содержание молдавско- казацких совместных выступлений заметно менялось: по мере вовлечения в антитурецкую борьбу широких трудовых слоев они все больше приобретали антибоярскую, антифеодальную сущность, превращаясь в крестьянские войны.
Их участники стремились к освобождению от иноземного гнета и от феодальной эксплуатации, крепостнической зависимости.
И конечно, для этих войн, как и для большинства подобных выступлений средневековой эпохи, было характерно стремление к легитимности, т. е. обоснованию „законности" действий и выступлений. Крестьяне и казаки не допускали и мысли, что их борьба может быть направлена против феодально-монархической системы как таковой, или даже законного господаря. Они свергали ставленников „бусурман", боролись за „мужицкого", „народного" господаря, царское происхождение которого не должно было вызывать сомнений. И многочисленные претенденты на престол из народа достаточно серьезно относились к созданию „родословной" и обоснованию „законности" своего правления.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение"  слева от поста под аватаром хама.
|