Форумчане ПМР
Детали профиля (+/-)
Ответов: 1,754
Регистрация: 10.04.2011
Адрес: Сборная Уругвая по футболу
Спасибо:359/1,528
Не понравилось:12/143
|
О личности и причинах религиозной психопатичности Ивана Грозного спорят историки не первый век...
Кое что на основе текстов его молитв (с указанием цитат) приводит фильм "Царь", изобилующиий историческими неточностями. Их список приведу ниже:
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?...0%BC)&stable=0
«Царь» — исторический фильм Павла Лунгина, повествующий о двух годах из жизни Ивана Грозного, о его борьбе с инакомыслием и о его взаимоотношениях в этот период с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым). Российская премьера фильма состоялась 4 ноября 2009 года.
Это третья совместная работа Павла Лунгина и Петра Мамонова. Роль митрополита стала последней ролью в кино для Олега Янковского, умершего в мае 2009 года.
Фильм не рекомендован для просмотра детям до 12 лет.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1566—1569 гг., в разгар Опричнины и Ливонской войны. Фильм начинается с момента, когда Русская Православная Церковь после ухода Афанасия остаётся без митрополита, и Иван IV призывает к себе друга детства, игумена Соловецкого монастыря Филиппа Колычёва (в фильме эта фамилия произносится как Ко́лычев). Фильм разбит на четыре части.
1. Молитва царя. Царь молится в своей келье и просит Господа помочь ему в его делах. Тем временем в Москву едет игумен Филипп, и по дороге спасает девочку Машу, убежавшую от опричников (замучивших её отца). Встретив приехавшего игумена, Царь предлагает ему стать митрополитом Московским, но тот сначала отказывается. Игумен встречает в городе своего племянника Колычева, который уезжает на войну и советует игумену бежать подальше от Царя, поскольку выжить рядом с ним он не сможет. Царь снова приходит к Филиппу, дарит Маше икону Богородицы и всё-таки уговаривает Филиппа стать митрополитом. Филипп, видя творимые опричниками ужасы, пытается убедить Царя не быть столь жестоким и проявлять милость к врагам.
2. Война царя. Племянник игумена участвует в кровопролитном бою с поляками и литвинами под Полоцком. Там же оказывается Маша, сбежавшая от Царя с иконой. Благодаря иконе мост с литовской конницей рушится. Полоцкие воеводы возвращаются в Москву, однако оказывается, что литовско-польские войска обошли также город с тыла и Полоцк сам открыл им ворота. Город сдан, и Царь в гневе хочет казнить всех воевод. Филипп укрывает их у себя, чем также навлекает гнев Царя. Воевод арестовывают, и Малюта Скуратов ставит им клейма на грудь.
3. Гнев царя. Царь приказывает Филиппу самому вершить суд, и на суде все воеводы признаются в измене. Понимая, что они говорят неправду, Филипп отказывается подписать смертный приговор. Тем временем Царь готовит для воевод казнь: он выпускает их по одному на одну арену с медведем. Убив двух воевод, медведь нападает на Колычева. В этот момент на арену выбегает Маша с иконой и пытается остановить медведя. Тот оставляет Колычева и убивает Машу ударом лапы. Митрополит Филипп, в ужасе от бессмысленной жестокости Царя и видя бесплодность своих попыток убедить Царя отказаться от жестокости, проходит по арене, поднимает икону и уходит. Во время службы в соборе он не даёт благословения Царю, и тот в ярости лишает митрополита сана и заставляет наблюдать казнь его племянника на дыбе. Самого Филиппа Царь решает помиловать, но навечно ссылает его в монастырь, где тот содержится как обычный узник, в кандалах, лишённый даже воды.
4. Веселье царя. Генрих фон Штаден строит «Пыточный городок», куда планируется созвать народ на гуляния и лицезрение пыток осуждённых. Во время осмотра городка царский шут Вассиан цитирует Апокалипсис, сравнивая Марию Темрюковну с вавилонской блудницей, за что Царь сжигает его живьем на костре. Тем временем в монастыре с Филиппа спадают оковы, а сам он получает дар исцеления и предвидения. Он предупреждает архиепископа Пимена, что «от сего день на третий явится Сатанаил и отойду. Грех моей смерти на братьев возложат», т.е их обвинят в его смерти. Филипп призывает их бежать и спасать себя. Однако и игумен, и почти все монахи остаются с ним. Приезжает Царь, однако Филипп вновь обвиняет его в ужасающей жестокости и отказывает в благословении; по приказу Царя Скуратов своими руками убивает Филиппа, задушив его. Несмотря на приказ Скуратова принести ему труп, монахи отпевают Филиппа в деревянной церкви и запираются в ней; опричники сжигают церковь с находящимися там людьми.
Финал фильма — Царь приходит в Пыточный городок и всю ночь ждёт начала «веселья». Несмотря на приказ явиться, никто не приходит. «Где мой народ?» — вопрошает Царь. Затем он молится, потом он ещё раз вопрошает — «Где мой народ?»
В связи с выходом фильма «Царь», поставленного Лунгиным, полемика вокруг Ивана Грозного обострилась до предела. Фильм — сложный, имеющий продуманную христианскую подоплёку, трактующий опричнину как рецидив языческого миросозерцания в недрах российской государственности… Между тем, фильм Лунгина хорош уже тем, что государь Иван IV в нём подан в красках, а не в привычном стиле ч/б. Монарх показан более сложной личностью, чем трактуют его мифы. Иван IV сложнее, чем хотелось бы видеть как сторонникам версии «дальновидного политика, гениального полководца», так и приверженцем концепции «кровавого маньяка».
Смысловое ядро фильма состоит в том, что русский православный государь, и в самом деле искренне и глубоко верующий человек, веру свою устремляет к тому, в чем нельзя видеть христианство. Внешняя форма христианская царём соблюдается, но по сути царь поклоняется огромной немилосердной силе, да и сам старается быть для подданных силой столь же огромной, сколь и немилосердной. И этот мотив, кажется, намного ближе к исторической правде, нежели чёрно-белая мифологическая палитра. Верно то, что Иван IV обладает перед русской историей несомненными заслугами. Но также верно и то, что на его совести массовые репрессии и несколько страшных военно-политических провалов.
Исторические несоответствия в фильме
В 1565—1569 годах царю Ивану было 35-39 лет, а в фильме он выглядит пятидесятилетним.
Когда антрополог Михаил Герасимов в 1964 г. работал с черепом и скелетом Ивана Грозного для создания скульптурной реконструкции[36], он отмечал прекрасную сохранность зубов царя, их ровность, крепкость и неизношенность, а царский персонаж фильма практически беззубый.
В фильме царь посещает Филиппа перед смертью в монастыре, после убийства опричники сжигают монастырь. Убийство Малютой Скуратовым Филиппа произошло по мнению большинства историков в Отрочем Успенском монастыре в Твери в декабре 1569 года; есть также оспариваемые версии, что тот был сожжён на углях в Александрове. Историки не пришли к единому мнению относительно того, что приказ об убийстве был отдан царём. Да и никакой встречи царя и бывшего митрополита перед убийством не было. Согласно ещё одной версии убийство совершил не сам Малюта, а один из его сподручных. После убийства Филипп был погребён за алтарём, приказ вырыть ров был отдан Малютой. Отроч-монастырь не был сожжён опричниками — почти все его постройки были уничтожены лишь сталинским режимом в 1930-е гг.
В фильме племянник Филиппа говорит: «Нас, Колычевых, всего двое осталось, ты да я», хотя уже после смерти Филиппа были казнены ещё несколько Колычевых.
По данным историка Н. Костомарова, голову казнённого племянника Филиппу Колычеву прислали в мешке лишь спустя несколько дней после казни [37], в фильме казнь происходит на глазах у митрополита, и голову племянника ему вручают сразу же после отсечения.
В действительности, конфликт царя и митрополита произошёл 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля, когда Филипп отказался давать благословение пришедшему в черных ризах и монашеских шапках царю и его опричникам, что вызвало гнев царя. Однако после этого Филипп продолжал проводить богослужения, в частности 28 марта, в Новодевичьем монастыре. Решение о суде над Филиппом по предложению царя приняла Боярская дума. В ноябре того же года состоялся церковный суд. Уже после решения суда Филиппа заставили провести службу, и 8 ноября 1568 года любимец царя Фёдор Басманов во время богослужения в Успенском соборе в Кремле объявил митрополиту о лишении его сана, и опричники сорвали с митрополита одеяния. В фильме же события развиваются на глазах у зрителей в течение пары минут, и в глумлении над Филиппом принимает участие лично царь.
Филиппу смертный приговор не выносился, и не было в истории публичной сцены как в фильме, когда царь проявляет милость и заменяет казнь на вечную ссылку.
После приговора Филипп содержался в Успенском монастыре, затем в монастыре Николы Старого в Китай-Городе, после чего был переведён в Тверь. В фильме показан лишь один монастырь.
Принадлежность одного из героев фильма — немецкого авантюриста Генриха фон Штадена к опричнине и его вхожесть во двор русского царя известны по его мемуарам, но оспариваются рядом учёных.
В фильме царь приказывает сослать свою супругу Марию Темрюковну в монастырь незадолго до казни Филиппа, и она присутствует при несостоявшейся казни бывшего митрополита. Однако, согласно историческим данным, опале она подверглась несколькими годами ранее: в феврале 1565 года царь переехал в Александрову Слободу, оставив супругу в Москве и приказав не выпускать ее из Кремля. Умерла Мария Темрюковна раньше Филиппа на три месяца — 6 сентября 1569 года, — после совместного путешествия с супругом в Вологду на богомолье в Александрову слободу[38].
В фильме говорится, что Филипп является другом детства царя, но митрополит родился в 1507 году, а Иван Грозный в 1530 г.
Архиепископ Пимен в фильме показан как подвижник и сочувствующий Филиппу, хотя известно, что «он был одним из обвинителей митрополита Филиппа на соборе 1568 года и вместе с суздальским епископом Пафнутием помог царю инсценировать судебное разбирательство о недостойных поступках митрополита в бытность его соловецким игуменом».
Об этом же писал и князь Андрей Курбский в своей «Истории о великом князе Московском»:
Этот Пимен был человеком чистой и строгой жизни, но говорят, что он вместе с клеветниками был гонителем митрополита Филиппа, а немногим позже и сам смертную чашу испил от того мучителя, который, приехав в Новгород Великий, велел его в реке утопить.
— Андрей Курбский. «История о великом князе Московском»
— Андрей Курбский. «История о великом князе Московском»
Также следует отметить, что архиепископ Пимен умер через несколько лет после суда над Филиппом и его смерти.
Пророческими оказались слова Филиппа, сказанные на церковном суде в ответ на обвинения Пимена: «Хочешь чужой престол похитить, но вскоре будешь лишён своего». Архиепископ Пимен, претендовавший на престол митрополитов Московских был в 1570 году с позором и надругательствами лишён Иваном Грозным сана и сослан в Никольский Веневский монастырь под Тулой, где вскоре скончался. По другой версии он был казнён по приказу Ивана Грозного.
|
В остальных исторических тонкостях личности и мистицизма Ивана Грозного фильм точен.
Ряд историков отмечают воспоминания людей из окружения Сталина, что именно он приказал переписать имперские Российские учебники по истории, где время правления Ивана Грозного указывается ничем не лучще нахождения у власти Лжедмитриев. Учебник были переписаны в пользу Ивана Грозного ибо видел в себе продолжателя его дела и даже просил его иногда близким людям называть себя Иваном (якобы в честь погибших в Великой Отечественой войне советских солдат), а Берии шутливо предлагать следовать его примеру и взять имя Малюты...
Так что мистика и тут... Сомневаюсь, чтобы Сталин, всё же верил в переселение душ и реинкорнацию, как верил в это Гитлер.
---------- Сообщение добавлено в 01:05 ---------- Предыдущее сообщение было в 00:43 ----------
см. так же обсуждение личности Ивана Грозного на проекте ИМЯ РОССИИ:
---------- Сообщение добавлено в 01:14 ---------- Предыдущее сообщение было в 01:05 ----------
Цитата из ролика, хвалебно отзывающего об Иване Грозном:
В последние 20 лет своего правления он разрушил всё, что создал в первые 15
|
Патриарх Кирилл, постоянный участник всех обсуждений исторических имён на проекте "Имя России", на обсуждение личности Ивана Грозного отказался присутствовать по религиозным убеждениям. Но зато коммунисты и сталинисты уверенно оправдывают Ивана Грозного.
---------- Сообщение добавлено в 01:35 ---------- Предыдущее сообщение было в 01:14 ----------
http://kiwi.kz/watch/hwal3ik48dsa/ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ словами специалистов
В качестве ведущих и экспертов выступают:
доктор исторических наук, профессор - Николай Сергеевич Борисов;
доктор исторических наук, профессор - Игорь Николаевич Данилевский;
доктор исторических наук, профессор - Сергей Владимирович Мироненко.
Слушатели лекций в студии - участники и победителей исторических олимпиад.
Содержание:
19.11.08 - Иван Грозный (лектор - И.Н. Данилевский)
Лекция посвящена одной из самых кровавых страниц русской истории-правлению царя Ивана Грозного, прошедшего путь от реформатора до настоящего злодея на троне.
Подробности на сайте: http://antimatrix.net
|
________________
Море не подвластно деспотам. На его поверхности они ещё могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается…
Последний раз редактировалось dkonstantin7; 23.08.2012 в 02:16.
|