...преобразование СССР в Россию по сути дела не было революцией снизу, как утверждали в то время почти все аналитики. Это была бюрократическая революция сверху с государством во главе, в ходе которой одна группа государственных чиновников незаконно отобрала власть у другой. Августовский путч и его крах избавили Ельцина и руководителей других республик от необходимости заключения переходного пакта с Горбачевым в виде Союзного договора. И переговоры по этому пакту провалились точно так же, как и путч. Теперь выбор встал между революционерами сверху (в основном из российского государственного аппарата) и революционерами снизу (с улиц). Первые одержали верх.
На протяжении 1990-1991 годов Ельцин лишь изредка мобилизовывал массы, призывая их выходить на улицы. Чаще всего он делал это, чтобы защитить себя и революционеров сверху от Горбачева и/или от сторонников жесткой линии (как в феврале-марте и во время путча). Но массы не участвовали в свержении партократического режима, потому что ситуация в таком случае могла выйти из-под контроля и ударить рикошетом по российским революционерам-бюрократам.
Ограниченная мобилизация масс хотя и помогла предотвратить насилие, связанное с революцией, но затормозила развитие гражданского общества, особенно, что касается формирования политических партий и профсоюзов, защищающих общественные интересы.
Таким образом, общество осталось слишком слабым, чтобы подтолкнуть государство к созданию гражданской системы правления и к развитию экономики. Следствием этих недостатков российской революции стало появление нестабильного, коррумпированного, олигархического и едва ли не анархистского мягкого авторитарного режима с чахлым рынком.
А поскольку революционный российский режим в последний год существования СССР и в первый постсоветский год кооптировал партийно-государственных аппаратчиков и целые структуры, старая номенклатура оказалась в новом российском правительстве. В это правительство вместе с номенклатурой перешло и слабое понимание необходимости строить политические и экономические институты на базе норм права, а также слабая преданность таким институтам. Значительная часть элиты представляла экономические интересы советского режима или нового класса олигархов, появившегося в предсмертных судорогах СССР. В новое и довольно слабое российское государство глубоко проникли старые и новые олигархи от экономики, а также старые партийные аппаратчики.
inosmi.ru/history/20110824/173770592.html
|